?

Log in

Previous Entry | Next Entry

15 октября увидел свет очередной, седьмой по счёту, альбом группы "Мельница" получивший название "Химера".

Выйдя примерно через год после появления предыдущего, он изначально задумывался музыкантами как продолжение, перекликающееся с предыдущей работой и музыкально, и текстово, и концептуально.

Не буду тянуть кота за тестикулы и скажу, что не услышал в нём того, чего ожидал, но зато услышал много иного, об этом и пойдёт речь.

Мифологическая справка
которая необязательна к прочтению, но займёт половину текста

Как известно, химера - это мифическое животное. Порождённое изощрённой фантазией предков оно обычно характеризуется следующим образом - "лев головою, задом дракон и коза серединой", пожалуй, такое описание из Илиады Гомера можно считать наиболее распространённым.

Для простоты восприятия жителей античной, а затем и средневековой Европы, химеру изображали буквально - с головой, лапами и передней частью туловища льва, за которыми располагались голова и туловище козы без передних копыт (таким образом, козья голова находилась где-то посередине хребта химеры), ну а хвост представлял собой змею, и был увенчан змеиной головой (то есть хвост химеры представлял собой переднюю часть пресмыкающегося). Таким образом, глядя на двухмерное и схематичное изображение или примитивную скульптуру, любой, даже самый недалёкий человек, мог понять, из каких частей состоит данное порождение хаоса... без наличия голов сделать это было бы куда сложнее. Ну а то, что подобное изображение, мягко говоря, абсурдно с точки зрения анатомии, едва ли могло волновать благодарных зрителей.

Дабы понять - как возможно такое пренебрежение к анатомии, необходимо разобраться в особенностях восприятия окружающей действительности жителями античной Эллады.

Их мировоззрение сложно объяснить и ещё сложнее понять, являясь рационально мыслящим человеком (коими делает нас современная система образования). Поскольку они видели и осознавали окружающий мир совершенно иначе, нежели мы теперь.

По легенде, Химеру породили: Тифон (он же Тайфун) и Ехидна, стал быть, род свой она ведёт от древних богов именуемых всё больше титанами. А значит, и природа её соответствует оным.

К примеру, вот Тифон или Тайфун - стоглавое чудовище (головы у него понятное дело змеиные или драконьи) созданное Геей дабы отомстить Зевсу за убийство её детей.

Никого почему-то не смущало, что стоглавое чудовище и буря, которая также именовалась словом Τυφῶν, это, как бы, не одно и то же. Только вот, в мире античного человека, в отличие от нашего с вами рационального мира - это явления одного порядка... то есть для античного человека это - одно и то же. И буря, надвигающаяся на поселение, и стоглавое чудовище, порождённое воображением или сновидением, вызывали у людей один и тот же спектр эмоций, страхов и спонтанных действий. А значит, с точки зрения человека, должны были иметь одну и ту же природу. Мир таких людей был чрезвычайно чувственным и эмоциональным. Именно чувства и эмоции формировали представления об окружающем мире: о схожести и инаковости явлений и существ, обитающих в нём (а отнюдь не схожесть или различие физической формы). Они же служили великолепной почвой для создания мифологических сюжетов, и событийного, на первый взгляд совершенно фантасмагорического, ряда присущего мифу.

Но, вернёмся к Химере...

Уже в древности начали появляться объяснения мифов, более-менее рационального характера. Я остановлюсь на двух из них, которые видятся мне наиболее интересными и информативными.

Так Мавр Сервий Гонорат известный созданием комментариев к сочинениям Вергилия, в частности к "Энеиде", там, где у Вергилия упоминается огнедышащая Химера, отмечает, что, по мнению неких авторитетных ученых, она была родом из Ликии (где, собственно говоря, находится вулкан с аналогичным названием). У подножия вулкана когда-то давно водилось невероятное количество змей (кишащие пресмыкающиеся формировали, таким образом, естественный террариум). На склонах вулкана располагались лужайки, где паслись козы, чуть выше располагалось логово львов, из жерла вулкана вырывались клубы дыма, пепла и, по всей видимости, случались выбросы лавы. Вероятно, Химера - это метафора этой необычной горы.

Гераклит же, в сочинении "Опровержение или исцеление от мифов, переданных вопреки природе" пишет следующее:

Описывая ее, Гомер говорит: спереди лев, дракон позади, коза посредине.

Истина, вероятно, в следующем. Женщина, владевшая этой местностью (Ликией - примечание автора), имела в услужении двух братьев по имени Лев и Дракон. А была она вероломна и убивала чужеземцев; уничтожил ее Беллерофонт.

Здесь надо пояснить, что сообщение Гераклита я привёл целиком, оно очень короткое, и как видите - не изобилует подробностями. В нём не упоминается никакого сексуального подтекста, но, памятуя о том, что речь идёт о греческой мифологии, сложно предположить отсутствие подобного подтекста. И если мы его учитываем в поисках первоисточника мифа о Химере, тогда в обоих случаях речь идёт о табуированном месте и табуированном действии. Ну а табу, будь то посещение запретного места (которое боги предназначили для себя, и где человек испытывает странные чувства и эмоции нехарактерные для обычной жизни) или противоестественная с точки зрения общественной морали сексуальная связь, всегда вызывали у человека, старающегося приоткрыть завесу неведомого, одни и те же эмоции - страх и любопытство.

В Средние века смысл Химеры как физического образа демонстрирующего переживаемые эмоций, изменился довольно сильно. Но суть осталась прежней. Химеры Notre Dame de Paris, к примеру, являются произвольной компоновкой голов, туловищ и конечностей любых животных, парой скульпторы добавляли им антропоморфные черты, компонуя здесь туловища и конечности людей. Эти изваяния традиционно символизировали ложные идеи, пустые вымыслы или тайное и, само собой разумеется, греховное знание. Совершенно ненужное и лишнее для праведного христианина. То самое знание или опыт, что скрыты за завесой тайны, открыть которую и страшно и любопытно. И чем полнее открывается занавес, тем сильнее страх и любопытство. По сути, здесь присутствует тот же спектр эмоций, что испытывал древний человек при встрече с табу... Табу - которое тоже в некотором смысле скрывает некое тайное знание недоступное человеку, страшное и в то же время очень желанное... просто табу попримитивней что ли.

Именно в таком мистическом воплощении Химеры - как этакой метафоры страха и любопытства на пути к чему-то неведомому, и стоит искать связь с алхимией, которая так же оперировала тайным знанием и стремилась проникнуть в толщу неведомых законов мирозданья... Запретного для человека мира, в том виде, в котором видел его средневековый человек, подкрепляя любую научную догму элементом чуда и веры (пояснение - алхимия отличается от естественных наук наличием веры и чуда как полноценных участников исследования, сопряженных с научной деятельностью).

"Химера" и "Алхимия"

Рассуждая на тему общей идеи двух последних альбомов группы "Мельница", уместно было бы упомянуть это самое (описанное выше) мистическое, тайное, запретное для человека знание, экстраполированное на отношение двух влюблённых. Поиск любимого/любимой или ментальная связь с человеком находящимся очень далеко, может даже в ином мире и времени, а может и вовсе в "нигде" и в "никогда". Поиск, сопряженный с пребыванием (подобно персонажам волшебной сказки) в странных, причудливых мирах, порождённых возбуждённым воображением. В собственной, созданной специально для себя и любимого человека мифологии, навеянной современными или книжно-романтическими реалиями, но всё же так похожей на мифологию прежних тысячелетий.

По всей вероятности, "Химера" задумывалась как что-то вроде зеркального отражения предыдущей пластинки. Но пока шла работа над альбомом, его концепция претерпела некоторые изменения и в итоговом варианте получилась самостоятельным альбомом, где остатки изначальной концепции проявляют себя лишь в некоторых треках, таких, к примеру, как "Список кораблей".

Получившийся альбом сложно назвать монолитным и концептуальным, это набор независимых историй (по крайней мере, таким услышал его я); историй вполне характерных для "Мельницы" и любимых её фанатами. Так что, едва ли подобные пертурбации "Химеры" можно считать неудачей и промахом группы.

... и "Ангелофрения"

Получившийся альбом куда больше напоминает не предыдущую работу группы, а ту, что датирована 2012 годом. "Ангелофрения" не производила впечатления альбома со столь проработанной, чёткой концепцией. Но при этом композиции в ней формировали какое-то общее настроение альбома, все они были эмоционально "окрашены" в одинаковые тона и оттого, подключив толику собственной фантазии, слушатель мог получить ощущение какой-то целостной и монолитной истории. При этом каждый трек был самодостаточной историей. В то время как "Алхимия" куда лучше воспринималась целиком, хотя и имела несколько ярких треков.

"Химера" - альбом, который у меня в голове не складывается в единую картину, постоянно разваливаясь на составляющие и всё больше заостряющий внимание на том или ином треке. При этом создаётся странное ощущение постоянного заимствования из прежних работ. Как будто сказочные и мифологические архетипы раз за разом перерождаются и перевоплощаются всё в новых и новых треках "Мельницы".

Об альбоме как отражении всей новейшей истории группы

Начинается всё нетривиально - с песни, которую старые поклонники группы, не приемлющие перемен произошедших в творчестве оной и считающие, что группа должна вечно звучать как на старых записях (плюс к тому придерживаться "кельтских корней"), наверняка воспримут на свой счёт и наверняка затаят обиду пуще прежнего.

Здесь присутствуют, по меньшей мере, две-три типично "мельничные" песни, которые великолепно подойдут для формата радиостанций готовых сотрудничать с группой. Собственно, одна из них уже находится в ротации (Любовь во время зимы). К подобным же, подходящим для массового слушателя треком, относится и "Голубая трава". Песня "Колесо", не взирая на явные мелодические отличия, удивительным образом играет в альбоме ту же роль, которую играл трек "Гори Москва" в "Ангелофрении". То есть является этаким ярким пятном, напоминающим об искомом группой вот уже на протяжении четырёх последних альбомов стадионном звучании. При первом прослушивании я как-то сразу посчитал этот трек самым хитовым на альбоме, и до сих пор не могу отделаться  от этого ощущения.

Все прочие треки с "Химеры", на мой взгляд, будут не столь интересны массовому и не столь сведущему слушателю. Но фанаты и люди сочувствующие данному музыкальному коллективу наверняка останутся довольны, и найдут при их прослушивании множество знакомых мотивов, то и дело встречавшихся на разных этапах существования группы "Мельница".

Уже упомянутый мной "Список кораблей", а также трек "Изольда", вопреки всему продолжают связывать альбомы "Химера" и "Алхимия". "Кицунэ" продолжает животную тему и дарит настроение схожее с тем, которое дарил трек "Одной крови" открывавший альбом "Ангелофрения". А "Витраж", неминуемо, своей музыкой отсылает к "Океану" с альбома "Дикие травы", хотя главный герой здесь и путешествует всё больше посуху.

Насколько я успел заметить, большой популярностью у поклонников группы как-то сразу стал пользоваться трек "Обряд". Оно, наверное, и неудивительно. Сложно представить более распространённый мифологический архетип, чем девушка, которую отдают дракону/змею или ещё какому пресмыкающемуся гаду, дабы тот не безобразничал и не тиранил население близлежащих земель. Эта песня отсылает к раннему творчеству группы... в первую очередь к треку "Змей" на стихи Н. С. Гумилёва, что должно было понравиться старым фанатам. С другой стороны, как это не странно, трек получился сюжетно очень схожим с недавним отечественным фильмом "Он - Дракон" и более того, он во многом перекликающимся с главной музыкальной темой - обрядовой песней призывающей дракона (написанной и исполненной для фильма Женей Любич). Поначалу у меня даже закралась мысль, что "Обряд" и писался для этого фильма (хотя я нигде не слышал об этом), но подобно треку "Волкодав" (в истории с одноимённой картиной), в саундтрек не вошел.

Значительную часть пополняющих фан-движение "Мельницы" в последние годы составляют девочки-подростки, на ту же аудиторию рассчитан и фильм "Он - Дракон". Так что, эта самая значительная часть поклонников творчества так же должна была остаться довольна этим треком порождающим нужные ассоциации.

В итоге получилось очень удачно -  и старые, и новые поклонники нашли в песне "Обряд" что-то своё. Но что бы там не говорили, у меня этот, безусловно, хороший и яркий трек вызывает стойкое ощущение вторичности.

Возможно, если бы при прослушивании "Химеры" в моей голове постоянно не всплывали образы песен с прошлых пластинок, альбом бы и не разваливался на составляющие, и я действительно смог прочувствовать в нём искомую концепцию, объединяющую его с "Алхимией". А так, вышел набор идей, музыкальных решений и образов отражающих всю историю группы времён последних четырёх альбомов. Вышло этакое лоскутное одеяло... что, наверное, неплохо, хотя я ожидал от "Химеры" чего-то иного.

Немного о презентации альбома

В последнее время я не пишу о концертах "Мельницы" просто потому, что мне о них больше нечего писать. Я видел их столь много и писал о них столь часто, что в последнее время испытываю кризис идей. Попросту не могу придумать ничего нового и интересного, о чём можно было бы поведать в таком тексте.

О презентации альбома в столичном заведении "Yotaspace" я скажу всего пару слов, поскольку мне это кажется важным для описания альбома.

То, что "Химера" получилась не столь концептуальной, изобилуя при этом треками с яркой мелодикой и интересными текстами, которые хорошо воспринимаются по отдельности, может сослужить ей неплохую службу.

Концерт 26 октября (не знаю, как уж было во второй день презентации) был построен довольно просто. Он включал в себя программу из новых песен щедро разбавленную хитами прежних лет. Номера были расставлены без какой-либо особой смысловой нагрузки, не формировали никаких причинно-следственных связей, которые слушатели могли бы нафантазировать себе при прослушивании без какой-либо помощи со стороны группы.

При этом, новые треки, по большей части, не терялись на фоне лучших образцов творчества "Мельницы" и ничем не проигрывали на их фоне. Это заставило меня считать, что со временем альбом может оказаться едва ли ни одним из самых удачных по количеству содержащихся на нём хитов, обязательных к исполнению на концертах, даже спустя долгое время после выхода "Химеры".


Recent Posts from This Journal

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
henna_yume
Nov. 27th, 2016 06:09 pm (UTC)
Спасибо за рецензию. Вы абсолютно правы насчёт происхождения песни "Обряд" - буквально вчера наткнулась на интервью с участниками группы, где упоминается, что композиция писалась специально для фильма "Он - Дракон":
http://www.metronews.ru/novosti/folk-gruppa-mel-nica-dala-himernyj-koncert-v-redakcii-metro-moskva/Tpopkr---RjYKl2lExk3Mpdbv0jVK2w/
psi0nick
Nov. 27th, 2016 06:46 pm (UTC)
Ну что ж, хорошо, что чутьё и уши меня пока ещё не подводят:)

И огромное спасибо Вам за очень уместное дополнение к тексту! Теперь читатели получат полностью достоверную информацию!
( 2 comments — Leave a comment )