?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Что же касается Андраша I, надо сказать, что он был ярким представителем своего времени и, глядя на его историю теперь можно представить, как жилось в XI веке здешним соискателям трона. Я даже позволю себе несколько отдалиться от темы повествования и дать обширную историческую справку на этот счёт. Думаю, она получится небезинтересной. Но если вас подобные вещи не интересуют, промотайте вниз абзацев 25.

Отцом Андраша и двух его братьев Белы и Левенте был мадьярский князь Вазул. Которого ослепили примерно в 1031 году по приказу брата - царственного Иштвана I Святого, поскольку он был наиболее очевидным наследником венгерского престола. Сообщается, что Вазул был изувечен (ему выкололи глаза, а в уши залили расплавленное олово) дабы передать престол Петру Орсеоло, племяннику Иштвана (Пётр был сыном младшей сестры Иштвана I и венецианского дожа (лидера) Оттоне Орсеоло). Сыновьям Вазула удалось бежать из страны и укрыться при дворе Ярослава Мудрого (вероятно Бела находился при польском дворе).
Пережив всех своих детей, Иштван I умер в 1038 году, и престол унаследовал Пётр Орсеоло. Он тут же развил бурную деятельность у границ своего государства, в течение короткого времени, вторгшись в Баварию и Богемию. Чем несказанно расстроил императора Священной Римской империи Генриха III.

Но это было не главной проблемой. Пётр Орсеоло окружил себя латинянами, раздавая им государственные посты и отстраняя от власти венгров. Он повысил налоги, и даже конфисковал часть имущества вдовствующей королевы Гезелы, хотя одним из главных условий передачи ему власти от Иштвана, было соблюдение всех прав жены прежнего короля. В итоге, все эти действия привели к заговору и свержению Петра Орсеоло уже к 1041 году.

Заговорщики избрали нового короля, которым стал Шамуиль Аба (Самуил Аба). Тот так же являлся представителем рода Арпадов, но кем приходился Петру, не совсем понятно... то ли он также был племянником Иштвана I, то ли приходился оному шурином.

Благо, в плане внешней политики действия Самуила Абы мало чем отличались от действий предшественника. Он тут же напал на владения австрийского маркграфа Адальберта (прозванного Победоносным), но особого успеха не достиг. Эти события помогли беглому королю получить поддержку в борьбе с узурпатором.

Пётр Орсеоло сначала бежал в Австрию, затем прибыл ко двору императора Генриха III и, не взирая на былые противоречия, смог договориться с ним о походе на Венгрию. К 1044 году войска императора начали вторжение и в генеральном сражении при селении Мёнфе разгромили войска Самуила Абы, после чего корона вернулась к прежнему владельцу. А тот, в свою очередь, торжественно признал себя ленником императора.

Но второе восшествие на престол оказалось ещё менее удачным, чем первое. Уже в 1045 году местные дворяне начали искать новых претендентов на престол, способных отобрать корону у Петра, и послали гонцов к сыновьям Вазула. К тому же, в 1046 году вспыхнуло восстание язычников под предводительством Ваты. Которое поддержали Андраш и Левенте. Хотя Андраш к тому моменту был уже крещён, он был признан королём при условии того, что после своей победы даст венграм полную свободу вероисповедания (Вазул был язычником, как и его сыновья, принявшие христианство лишь со временем (кроме Левенте, остававшегося язычником до смерти)).

Вскоре Андраш, возглавивший язычников и поддержанный местными элитами, одержал победу и сел на трон.

Важным эпизодом в истории данного противостояния стали события в Пеште, случившиеся после взятия города войсками Андраша. Уже упомянутый в предыдущей части повествования просветитель венгров - епископ Герард (Геллерт) был тогда заколочен в бочку и спущен с горы[2], а трое других наиболее авторитетных епископов забиты камнями. И хотя при описании данных фактов имя Андроша никак не фигурирует, очевидно, что он этому, по меньшей мере, никак не противодействовал, а скорее даже наоборот (и у него были на то свои причины)...

Впрочем, как нетрудно догадаться, слово, данное язычникам, Андраш I тоже не сдержал, постепенно уничтожив всех их лидеров. Всех тех лидеров, руками которых в 1046 году он устранил епископов (и в первую очередь Геллерта), способных воспротивиться его власти или, по крайней мере, сильно её ограничить. Андрвш был коронован тремя выжившими во время волнений, и полностью ему подконтрольными иерархами церкви.

Король Пётр пытался вновь бежать в Австрию, но, каким-то обманным путём, верные Андрашу люди вернули его в Венгрию, где он был ослеплён.

Некоторые источники утверждают, что старшим среди сыновей Вазула был Левенте (хотя эта информация недостоверна). Христианская традиция считает, что он не возражал против коронации Андраша и сам отрёкся от короны, к тому же есть мнение, что Андраш I как человек крещёный, устраивал большую часть населения страны. Язычников вероисповедание короля не волновало. На то они и язычники, чтобы верить во всех богов. Их куда больше интересовала личная свобода вероисповедания. А христиане никогда бы не признали королём язычника Левенте. Так или иначе, как я уже писал выше, Андраш быстро отрёкся от своих союзников-язычников и постепенно большинство из них уничтожил, да и Левенте умер при невыясненных обстоятельствах почти сразу после коронации брата в 1047 году. После его смерти Андраш настоял на возвращении в страну младшего брата - Белы, который до той поры находился в Польше.

Андраш I попытался наладить отношения с императором Генрихом III, и послал ему дары, в надежде, что тот признает его легитимным правителем Венгрии. Но в Священной Римской империи королём венгров воспринимали исключительно Петра Орсеоло. И в 1051 году императорские рыцари вторглись на земли венгров. Андраш и Бела (ставший при власти брата герцогом и получивший в управление несколько областей) вполне удачно остановили продвижение вражеской армии, постоянно отступая и выжигая на пути Генриха III все селения и поля (так чтобы его войскам негде было найти фураж), это истощило армию императора и заставило его повернуть назад. Но в 1052 году Генрих III вернулся на территорию Венгрии и осадил город Пожонь или Пресбург (нем.) (так до 1919 года называлась Братислава, входившая на протяжении всего этого времени в состав Венгрии). Осада была не слишком удачной, поскольку Пожонь так и не удалось взять. Кроме того, Андраш написал прошение папе Льву IX, дабы тот помог разрешить конфликт. При участии папы римского был заключён мирный договор, по итогам которого Венгрия, как и при Петре Орсеоло была признана леном Священной Римской империи, а Андраш стал её полноправным королём.

Но как не трудно догадаться, только лишь войска императора покинули территорию Венгрии, король отказался выполнять обязательства по мирному договору и заключил союз с врагом империи Конрадом Баварским.

Ну а последняя серьёзная, скажем так, "хитрость" в жизни короля Андраша I была связанна с пренебрежением нормами лествиничного права.
В 1053 году жена Андраша - Анастасия Ярославна[3] родила ему сына Шаламона, которого Андраш хотел посадить на трон в обход своего брата Белы, которого до того пригласил из Польши помогать управлять государством, подтвердив его права на трон.

Лествиничное право было широко распространено в этот период по всей территории Европы, оно подразумевало не передачу власти от отца к сыну (такой тип передачи власти закрепился позже), а делала наследником старшего представителя рода, т.е. передавала корону от старшего брата младшему, а далее - старшему в следующем поколении наследников (зачастую - племяннику). Нельзя сказать, что такой тип передачи власти был удачной идеей, поскольку редкий переход королевского венца обходился без войны между его соискателями. В конце концов, каждый сын хотел занять место своего отца, но на его пути тут же вставали разъяренные дядья.

Поначалу Андраш никак не проявлял своего желания посадить на трон сына, и отношения между братьями были хорошими. Так по документам о закладке аббатства св. Аньоша на Тихани, Бела присутствовал там вместе с братом и ничего, как говориться, не предвещало бури. Но в 1057 году здоровье Андраша пошатнулось. Считается, что он перенёс инсульт и был парализован. К этому периоду и относится резкое ухудшение отношений между братьями. Король собирался как можно быстрее, ещё при своей жизни, короновать четырёхлетнего сына и даже, каким-то образом, устроил его помолвку с дочерью очень удачно скончавшегося за год до этого Генриха III - Юдит (хотя к тому моменту она уже была помолвлена с будущим королём Франции - Филиппом I).

Бела был вынужден бежать из страны, и прибыл в Польшу ко двору Болеслава II, где получил поддержку и вернулся в Венгрию уже с войском. В свою очередь, вдовствующая императрица Агнесс, от имени своей дочери Юдит (которой, к слову, в 1058 году было два года) отправила на помощь силам Андраша войска Баварии, Чехии и Саксонии. Доподлинно неизвестно где случилось генеральное сражение, упоминается лишь о том, что произошло оно к востоку от реки Тиса. В нём войска Андраша I потерпели поражение. Сообщения о данном эпизоде изобилует нестыковками. В первую очередь к таковым надо отнести сообщение, что Андрош принимал участие в битве и, будучи тяжело раненым, бежал с поля боя (но как парализованный монарх мог участвовать в битве, быть тяжело раненным и бежать с поля боя, история умалчивает). В итоге он был схвачен людьми своего брата. Случилось это примерно в пятистах километрах от предполагаемого места генерального сражения. Там, как сообщается, Андраш был повторно ранен, схвачен и перевезён в королевскую резиденцию города Зирца. Утверждается, что там его даже пытались лечить, но до восшествия на престол брата, который был коронован как Бела I, он не дожил.

Впрочем, и тот правил не долго, с 1060 по 1063 год. Первым делом он приказал не преследовать своего племянника Шоломона с матерью и некоторыми сторонниками бежавшего в Священную Римскую империю, а жизнь и имущество его сторонников оставшихся в Венгрии приказал защитить от поругания и разграбления. Кроме того, освободил всех попавших в плен Баварцев, Чехов и Саксонцев.

Впрочем, это не помогло ему усидеть на троне, когда войска Священной Римской империи вторглись вновь чтобы усадить на трон Шоломона.
Ни Шоломон ни его младший брат Давид наследников мужского пола не оставили и ветвь Андраша угасла. Трон наследовали дети Белы I, сначала Геза, затем Ласло, успевшие при его свержении бежать в Польшу. Все последующие короли Венгрии из рода Арпадов были потомками Белы I и его сына Гезы I.

До 1891 года было неизвестно где похоронен Андраш I Католик. По какой-то причине, его тело не перенесли в Секешфехерваре где находилась усыпальница королей Венгрии (пусть даже часть из них была свергнута своими родственниками). Крипта с его захоронением была открыта совершенно случайно при исследовании аббатства св. Аньоша на Тихани. Таким образом, в современной Венгрии это единственное историческое захоронение короля, пережившее турецкую оккупацию и сохранившееся на своём изначальном месте (как я уже писал в прошлой части своего повествования, ещё одним захоронением, чудом уцелевшим после турецкого нашествия, является захоронение Белы III и его жены Анны, перенесённое теперь в церковь Матьяша).

Что ж, пожалуй, самое время вернуться к аббатству св. Аньошв.

Поднявшись к нему, вы обнаружите ещё одну пещерную келью (похожую на те, что можно встретить в горах), и обширную смотровую площадку, с которой открывается великолепный вид на озеро. Там же находится скульптура, посвящённая Андрашу и Анастасии созданная украинским скульптором Богдана Коржа. Надо признать, что я не очень люблю современное искусство, но провёл несколько минут пялясь на скульптурную композицию просто, потому, что мне хотелось понять, чем такой "замечательный" персонаж как Андраш I сподвиг скульптора на создание памятника? Почему он решил увековечить именно этого монарха с супругой, а не куда более известную и значимую чету Генриха I и Анны Ярославны? Здесь, наверное, можно было бы долго язвить на тему того, что Андраш, лишь в редких случаях не предавал своих союзников, а данное слово возможно и вовсе не сдержал ни разу в жизни. Но это как-то глупо. Откровенно говоря, я и написал этот масштабный экскурс в историю ранних Арпадов, потому что Андраш I был очень ярким представителем своего времени и лучше всего подходил для рассказа о данной эпохе. В сущности, он мало, чем отличался от прочих своих современников.

Здесь же неподалёку вы сможете купить билет, по которому попадёте в аббатство, дабы осмотреть всю имеющуюся здесь экспозицию (стоимость билета в 2016 году 1000 форинтов).

Современное здание аббатства, построенное в стиле барокко, появилось здесь в 1754-м году.

Внутрь вы попадёте через главные двери церкви, главной особенностью которой следует считать то, что богатое внутреннее убранство храма: все статуи, алтари, бортики, а так же витые украшения стен и органа, вырезаны из дерева, хотя и создаётся полное впечатление, что всё это камень богато украшенный позолотой. Собственно то, что убранство исполнено в дереве, даёт этому простому, светлому сооружению с одним нефом, удивительную лёгкость, воздушность и в то же время добавляет ему яркой праздничности. Ну а искусная роспись сводов, довершает общую композицию.



11!.jpgСправа от главного алтаря, посвященного, как не трудно догадаться, святому Аньошу, располагается узкая лестница, ведущая в крипту, где и было обнаружено захоронение Андраша I Католика. На могильной плите захоронения изображен витой меч, увенчанный крестом, что немного странно, поскольку такая символика характерна для крестоносцев отправлявшихся к Иерусалиму. Насколько известно, Андраша I чрезвычайно сложно было причислить к оным. Тем не менее, насколько можно судить, ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что здесь покоятся именно его останки.
Из крипты вы попадёте в узкую комнату с фигурами, изображающими последнего императора Австро-Венгрии - Карла I (Карл IV - как король Венгрии) и его жену Циту Бурбон-Пармскую. Последнего правителя из рода Габсбургов взошедшего на престол лишь в 1916 году и плавившего до ноября 1918 года.

После распада Австро-Венгрии по итогам первой мировой войны, император был отстранён от власти. В 1921 году он попытался вернуть себе престол Венгрии, для чего прибыл в Будапешт но, не взирая на симпатии части высокопоставленных военных, в частности адмирала Миклоша Хорти, не смог добиться хоть какого-то результата. Те не готовы были к активным действиям и не рискнули поддержать Карла I, после чего он был вынужден покинуть столицу Венгрии, чтобы уже в октябре того же года с верными ему солдатами попытаться взять Будапешт силой. Но на подступах к городу он был арестован и заключён в аббатстве св. Аньоша. Проведя здесь некоторое время, в ноябре он был сослан на Мадейру, где и умер 1 апреля 1922 года.

В это время парламент Венгрии признал недействительной "Прагматическую санкцию" принятую в 1713 году и утверждавшую неразделимость земель Габсбургов (куда входило и королевство Венгрия), а так же порядок их престолонаследия. Таким образом, Венгрия получила независимость в своих современных границах.

Здесь же, на стенах комнаты, представлено генеалогическое древо королей Венгрии, а так же копия охранной грамоты Андраша I (о которой уже мельком упоминалось) утвердившей в 1055 году закладку аббатства на этом месте. Нетрудно догадаться, что такой документ очень ценен для истории государства, но особую ценность он имеет в первую очередь потому, что написанный в основном на латыни, он содержит вкрапления слов на венгерском языке и является старейшим свидетельством венгерской письменности.

Пройдя дальше по коридору, вдоль стены с табличками, на которых указанны имена всех настоятелей аббатства (или хотя бы знаки которыми их обозначали в летописях). Вы войдёте в катакомбную церковь, которой здесь постарались придать её изначальный оригинальный вид. Осмотр экспозиции начинается с истории бенедиктинского монашества в целом, и данного аббатства в частности.

Собственно, монашеский орден св. Бенедикта и стал основоположником католического монашества в том виде, в котором мы его знаем теперь. До того, монашества попросту не существовало, хотя, нынче, христианская традиция называет первыми монахами ранних христиан-отшельников или пустынников, как, к примеру, упомянутый в самом начале прошлой части моего повествования Павел Пустынник.

В сущности, западное монашество и сформировал Бенедиктинский устав. Написанный Бенедиктом Нурсийским в VI веке. Он вобрал в себя некоторые идеи чуть более раннего устава святого Августина (написанного уже после смерти святого) и опыт восточного монашества. При этом устав получился максимально рациональным, делавшим упор на повседневные нужды человека. Дело в том, что основной идеей орден св. Бенедикта, в отличие от идей Августинского устава (где не упоминалось об обязательном уходе от мира, и уделялось серьёзное внимание пастырской деятельности), была максимальная оторванность от мирской жизни, что подразумевало и полностью автономное существование аббатства. Устав состоит из 72 лаконичных и, в общем-то, простых пунктов. Изначально он задумывался как устав для обычных людей, дабы воспитать их в соответствии с монашескими идеалами, но в итоге превратился в основу уклада монашеской общины (киновии). В этом отношении уклад Бенедиктинцев лучше всего демонстрирует их девиз - "ora et labora", что означает - "молись и работай". Таким образом, день монахов проходил в соответствии с жестким распорядком включавшем в себя исключительно молитвы и физический труд, позволявший аббатству не зависеть от внешнего мира в любых бытовых вопросах и вопросах питания.

Первый монастырь, основанный Бенедиктом Нурсийским, был устроен в местечке Монтекассино около 530 года. Для его создания Бенедикт захватил располагавшийся на горе храм Аполлона, уничтожил находившиеся там статуи и алтарь, а затем объявил храм монастырём. Поскольку город, находившийся рядом, незадолго до этого был разграблен остготами, местное население, состоявшее из язычников, не смогло оказать ему сопротивления.

Впрочем, этот первый монастырь просуществовал не более 50 лет и был разрушен лангобардами, после чего монахи при поддержке папы римского Григория I разошлись по миру, дабы распространить устав Бенедиктинского ордена и основать новые монастыри.
Монастыри Бенедиктинцев в восточной Европе начали появляться лишь в XI веке и, по всей видимости, аббатство на полуострове Тихань, основанное, как уже было сказано, в 1055 году, являлось одним из первых таких монастырей.

В импровизированных залах здешнего музея вас сначала познакомят с регионом, в котором находится озеро Балатон. Далее вы познакомитесь с бытом первых монахов, здесь вашему вниманию будут представлены личные вещи и орудия труда, найденные при археологических раскопках. Нашлось здесь место и иллюстрациям с реконструкциями прежнего вида аббатства. Кроме того, здесь есть и диорама призванная продемонстрировать трапезу монахов. Представлены здесь и элементы отделки фасада прежнего здания, не сохранившегося до наших дней.

Пройдя дальше и очутившись в новом крыле здания, вы попадёте в галерею, где выставляются картины современных художников. После чего вы вернетесь на обычно людную площадь перед аббатством.



Ну и напоследок, завершая рассказ об аббатстве и центральной части городка Тихань, надо отметить, что прилегающие к площади улочки полны сувенирных лавок, где вы наверняка найдёте что-нибудь интересное.

После столь продолжительной прогулки по окрестным горам и городу с его достопримечательностями, нам оставалась лишь спуститься к побережью и провести остаток дня на пляже.

Пляжи здесь травянистые, а добраться до воды можно по лестнице которые переведут вас через валуны, призванные предотвратить размывание берега. На фоне того же Шиофока очевидным плюсом здешних мест для купания является то, что глубина воды у берега превышает метр, а у буйков, по ощущениям, до дна будет метра два. Пляжи здесь ухоженные и продуманные, в береговую линию врезаны лягушатники, так что отдыхающим с детьми на них будет не менее комфортно, чем на других, более мелких участках озера. Если честно, я как-то не разбирался что там с дикими пляжами, на которых можно искупаться бесплатно. Но на облагороженные пляжи вход платный. Браслет на целый день права прохода к лежбищу и воде, обойдётся в 500 форинтов (что, окровенено говоря, сложно назвать значительной суммой). В сравнении с Шиофоком на пляжах здесь в меру тихо, нет беспрестанных визгов криков и плесканий, ну и вместо разноголосого хора десятков языков, здесь слышится исключительно немецкая речь.

11!.jpg

Должен признаться, что пока я прибывал на пляже, меня посетила мысль, что не плохо было бы посетить Тихань просто в качестве курорта: покупаться в озере, половить рыбу, подышать чистейшим воздухом, гуляя по местным холмам.
to be continued...

Часть I : Пешт и Вишеград
Часть II : Буда
Часть IV : Площадь Героев, замок Вайдахуняд и день отъезда


[2] Я просто не могу не вставить свои пять копеек при разговоре на эту тем (хотя это и не имеет отношения к моему краткому изложению истории ранних Арпадов), но возможно кому-то данный факт покажется интересным.

По всей видимости, подобное умерщвление человека казавшегося наиболее вредным и совершенно чуждым для сообщества, совершавшего подобный обряд, характерно для языческого мировоззрения и не является легендой созданной, так сказать, на пустом месте. С точки зрения язычников, сбрасывание подобного человека в бочке с горы или спуск его с крутого склона на телеге, в направлении той же реки (так описана смерть Геллерта в менее распространённом варианте легенды) являлась самым простым и эффективным способом перевести его на "иной берег", так чтобы дух его больше не докучал местному населению.

Только вот ведь в чём проблема, такой обряд совершенно не характерен для венгров, зато очень характерен для славян. В форме утилитарной традиции он прослеживается вплоть до XIX века. К примеру, в Черниговской губернии из-за тяжелых условий жизни немощных стариков выпавших из жизни общества, ещё около 200 лет назад "сажали на лубок" (под лубком здесь понимается нечто вроде современной ледянки). Дабы отвезти к склону у берега реки и спускать вниз, после чего оставить либо на льду (если река замёрзла), либо в холодной воде. Похожие традиции, приобретшие форму игр, долгое время сохранялись на всей территории расселения славян: зимой с гор и по сей день катаются на ледянках, лето с гор скатывались на телегах.

В свою очередь волшебные сказки являющиеся наилучшим, пусть и весьма размытым источником, повествующим о языческом мировоззрении, в интерпретации славянских народов, хотя и в рудиментарной форме, весьма часто упоминают обряд с заколачиванием кого-либо в бочку и сбрасыванием бочки в воду.

Такое явление, описанное в истории смерти Геллерта, может свидетельствовать либо о том, что в языческом войске Андраша значительную роль играли славяне (что было бы не удивительно, памятуя о том, что в Венгрию того периода входили земли Нитранского княжества). Или же можно предположить что мадьяры, как и все кочевники, имевшие весьма примитивную систему верований, просто переняли некоторые обряды у славян.
[3] У князя Ярослава Мудрого было четыре дочери (доподлинно известно, что три из них были в браке со шведской принцессой Ингигердой). Одна из них известна очень хорошо (предположительно младшая), поскольку была яркой политической фигурой средневековой Европы, это Анна Ярославна (Агнесса Русская или Anna of Kiev) - супруга Генриха I, короля Франции. Две другие известны как Елизавета Ярославна - супруга Харальда III Сурового, короля Норвегии и, соответственно, Анастасия Ярославна - жена Андраша I Католика, короля Венгрии. Вероятнее всего, дочерью Ярослава и Ингигерды была также Агата - жена Эдуарда Изгнанника (наследника английского престола который так и не получил короны).

Здесь очень важно понимать, что в русских летописях дочери Ярослава не упомянуты ни разу, и известны только по иностранным источникам. К тому же, очень сложно определить, правда ли двух (предположительно старших, если не считать Агату) дочерей, звали Анастасия и Елизавета, поскольку такие имена в литературе Руси не встречаются вплоть до XIV века. Таким образом, подобные имена могли быть лишь более-менее близкими и привычными для западных авторов аналогами реальных имён.

Но если Елизавета (или Элизабет) и её дочери упоминаются в сагах, то Анастасия не упоминается в источниках хоть сколько-то близких ко времени её жизни. Она вообще упомянута лишь в одном источнике, отстоящем от этого периода на 400 лет. О ней упоминает только Ян Длугош в "Польской истории" (XV век). Предположительно её свадьба с Андрашем состоялась в 1038 году, когда тот скрывался от своего дяди Иштвана I в Киеве (перед свадьбой Андраш, остававшийся до того момента язычником, был крещён по восточному обряду), точно известно, что в браке у них было два сына: Шаламон и Давид, а так же дочь - Аделаида (супруга короля Чехии - Вратислава II). Как и в случае с Елизаветой (после того как Харальд взял себе вторую жену, Елизавета вообще никак и нигде не упоминается), судьбу Анастасии невозможно проследить после 1074 года, да и то, если поверить в истинность легенды о том, как она проклинает своего сына Шоломона за нарушение мира с двоюродными братьями.

До того времени она должна была оставаться правящей королевой-регентом при своём малолетнем сыне, когда того вернули на престол Венгрии немецкие рыцари. В династическом кризисе разыгравшимся на фоне этих событий Анастасия могла полагаться только на себя  и скудную помощь Священной Римской империи, в то время как сыновей Белы I поддержали и местные дворяне, и король Польши - Болеслав II, и даже её брат Изяслав Ярославич.

Сейчас уже невозможно даже определить примерное время смерти Анастасии. Современные историки полагают, что она умерла между 1074 и 1094

Recent Posts from This Journal