?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Geek Picnic 2016 в Москве

18 и 19 июня в столичном парке Коломенское состоялся крупнейший европейский фестиваль о технологиях, науке и искусстве, именуемый Geek Picnic (по крайней мере, так гласит пресс-релиз организаторов). Сия выставка достижений научной и творческой мысли привлекла моё внимание не столько возможностью познакомиться с чем-то новым, сколько возможность увидеть срез современного общества позволяющий оценить мейнстримную массовую культуру, формирующую облик крупных городов живущих на стыке научной мысли и безудержной фантазии.

Как известно, термин "geek" следует трактовать максимально широко. Здесь можно говорить о людях увлечённо юзающих множество всевозможных гаджетов и девайсов; можно говорить о людях не представляющих свою жизнь без участия в современных научных изысканиях или хотя бы постоянной впитывающих информацию об оных из всевозможных источников; тем же словом следует обозначать и людей, крайне увлечённых любыми проявлениями массовой культуры, и не важно является этот человек фанатом какой-то отдельно взятой фантастической вселенной или как губка впитывает любые проявления этой самой массовой культуры: фильмы, игры, книги, комиксы... и прочие, зачастую весьма причудливые способы самовыражения в сфере современного искусства.

Первый Geek Picnic прошел в 2011 году в Петербурге. Москву впервые он посетил в 2014-м. Традиционный формат мероприятия с большими открытыми пространствами между стендами под открытым небом и правда вполне удачно создавал атмосферу пикника на котором могли встретиться и пообщаться люди не представляющие своей жизни без современных технологий, ну или просто люди старающиеся раскрасить её (жизнь) яркими эмоциями которые можно почерпнуть в любых проявлениях современной культуры.

На этот раз мероприятие привлекло внимание немалой аудитории, пусть даже у некоторых и вызывала смешанные чувства цена на билет... но те, кто попадали на территорию фестиваля, смею думать, едва ли жалели о потраченных средствах.

Вестимо, для того чтобы подчеркнуть атмосферу пикника, на территории фестиваля раскинулись торговые ряды, где были представлены лучшие московские пабы со своим привычным ассортиментом закусок и питейных припасов, небольшие бургерные, студии сладостей ручной работы, лавки с прохладительными напитками и лабазы с крафтовым пивом. Проще говоря, имелся полный ассортимент провианта для молодёжной аудитории, дабы посетители могли комфортно устроиться на здешних лужайках, не задумываясь о пропитании, тем паче, что программа фестиваля открывавшегося в полдень обещала затянуться до позднего вечера.

Торговые ряды с сувенирной продукцией, встречавшие посетителей практически у самого входа, казались не столь обширными, но как всегда пестрели яркими красками и привлекали всеобщее внимание хотя бы потому, что, перемещаясь от стенда к стенду, было очень сложно пройти мимо них.



Напротив них высились две внушительных размеров фигуры, одна из которых, представлявшая собой робота-дракона, то и дело изрыгала клубы пара из ноздрей. Другая была поменьше и, хотя гордо именовалась - робот "Ночной охотник", неминуемо наталкивала меня на аналогии с роботом "Карбарасом" из фильма-мюзикла "Раз, два - горе не беда!" увидевшего свет на закате советской эпохи.



Вполне ожидаемо фестиваль почтили своим присутствием такие компании как Samsung и Sony. Шатёр последних и вовсе оказался самым большим на фестивале, там, всем желающим, предоставлялась возможность поиграть на PS4 (в ассортименте имелись Uncharted 4 и Call of Duty: Black Ops III), поучаствовать в танцевальных конкурсах или просто помахать руками и попрыгать под аккомпанемент Just Dance, ну и опробовать PlayStation VR конечно же.

Надо признать, что VR-технологии стали настоящим трендом последнего времени. Вот и здесь иногда казалось, что добрая половина стендов, экспозиций и познавательных программ, заботливо подготовленных организаторами и их партнёрами, считает своим первоочередным долгом погрузить вас в мир виртуальной реальности. Таким образом, канал Discovery демонстрировал всем желающим кадры с красотами дикой природы, открывающиеся с горных вершин. И даже шатёр где были представлены несколько экспозиций с разными направлениями современного искусства, считал своим долгом предложить вам виртуальную экскурсию.



Неподалёку базировались М Видео и МТС. Первые опять же предоставили посетителям возможность приобщиться к виртуальной реальности и видеоиграм при посильной поддержке Xbox One. Вторые же сосредоточились на проведении всевозможных конкурсов, турниров и лотерей. На некотором отдалении располагалась импровизированная ярмарка вакансий организованная HeadHunter, и некая древообразная конструкция от компании Kaspersky, скорее напоминавшая арт-объект.



К слову об арт-объектах. Не могу сказать, что я всегда чётко понимал идеи автора воплощенные в них, но надо признать, что разбросанные по всей территории фестиваля они придали ему уникальный колорит. Часть из них располагалась неподалёку от дороги к главной сцене, другие же, как, к примеру, Стоунхендж из старых холодильников были разбросаны по территории, так что их предстояло поискать.



Когда я добрался до главной сцены, там было ещё не слишком людно. Во второй день мероприятия программа начиналась с конкурса косплея. Собственно косплееров в этот день на выставке было немного, да и сей конкурс не привлёк внимание массового зрителя. Впрочем, было в нём нечто необычное, не характерное для косплея в принципе. Здесь, помимо прочих, присутствовали костюмы, не имевшие никакого отношения ни к фильмам, ни к видеоиграм, ни к комиксам, основой для воплощения которых стала лишь безудержная фантазия их обладателей.



Между сценой и торговыми рядами расположилась зона, где присев за стол можно было опробовать множество настольных игр. заней раскинулось царство стимпанка с собственной импровизированной ярмаркой.

Пройдя мимо трассы где проводились гонки на квадрокоптерах, можно было попасть туда, где неподалёку от набережной расположилась зона науки. Здесь, в шатрах числом около десяти, ко всеобщему обозрению предлагались физические и химические опыты, а также множество экспозиций на различные научные темы. Неподалёку можно было ознакомиться с играми, развивающими творческий потенциал самых маленьких посетителей фестиваля.



Главной же особенностью данного мероприятия создавшей уникальную атмосферу я бы назвал лектории, где, устроившись на стульях и лавках или рассевшись на траве вокруг импровизированной сцены, можно было услышать много интересного. Лекториев было четыре, и каждый из них имела собственный набор тем затрагивавшихся со сцены, так что каждый мог выбрать то, что ему ближе. Пока я бродил по территории фестиваля, успел послушать как в лектории "Science" Александр Соколов (создатель и редактор проекта antropogenez.ru) в привычной для себя манере борется с лженаукой, а в лектории "Art" меня заинтересовал рассказ об основах, на которых базируется электронная музыка, и близкие мне рассуждения о связи первобытных ритмических рисунков сопровождавших ритуальные пляски и камлания с нынешними способами самовыражения в музыке. В двух других лекториях тоже было много интересного. Со сцены под вывеской "Technology" можно было узнать про мифы о киборгах бытующих в массовом сознании соотечественников или, к примеру, услышать о научно-технических прорывах XXI века. Лекторий "Geek ME" собрал на своей сцене самых разных людей и самые разные темы. Практически вся субботняя программа там была посвящена общению с блогерами, ну а следом здесь можно было послушать пространные рассуждения, к примеру, о том, "почему у Иисуса не могло быть детей". В воскресенье здесь можно было ознакомиться хотя бы вот с докладом о генетике сексуальности.



Но главным докладчиком мероприятия, безусловно, должен был стать один из создателей и ведущий шоу "Разрушители легенд" Джейми Хайнеман (James Hyneman) появление которого ожидалось к пяти часам вечера на главной сцене. Что сподвигло практически всех пришедших на Geek Picnic переместиться поближе к оной или разместиться на склоне холма, откуда открывался великолепный вид на главную площадку мероприятия.

Поначалу Хайнеман пытался общаться с публикой на великом и могучем, который учил ещё в университете, но через некоторое время оставил попытки вспомнить студенческую молодость и через переводчика поведал историю своей жизни. Рассказал о робототехнике и как со своим роботом Blendo участвовал в "Битве роботов", а так же не забыл упомянуть, почему организаторы шоу в последствии настойчиво попросили его отказаться от участия в их проекте. Рассказал о работе над спецэффектами для фильмов и рекламных роликов, после чего, конечно же, был засыпан вопросами о закрытии "Разрушителей легенд" и возможном перезапуске проекта. Ответы на последние, определённо давались ему с большим трудом, по всей видимости, закрытие проекта Хайнеман до сих пор переживает очень болезненно.



Джеймс рассказал, что теперь помещения и площади, на которых до того располагалась штаб-квартира "Разрушителей" используется им для конструирования различного рода машин. И даже представил вниманию собравшихся хитрую платформу, в основе которой лежит подвеска с шестнадцатью рычагами, благодаря котором платформа одновременно и ездит и ходит.

Сказанное в ходе презентации по поводу того - зачем вообще конструировалась такая платформа, на мой взгляд, является великолепной демонстрацией того, как мыслят гики всех мастей, приводя в движение и формируя ту самую городскую культуру, тот самый срез общества, который я и хотел оценить, придя на Geek Picnic.

Но прежде чем вернуться к словам Джейми Хайнемана, я бы хотел обратить внимание на ещё одну немаловажную вещ, которая лежит в основе современной культуры.

Зачатую эпоху Постмодернизма называют эпохой "текста". Под "текстом" здесь подразумевается не совокупность слов, изложенная на бумаге или на экране монитора. "Текст", в данном случае, это научный термин, обозначающий любую новую мысль... не важно изложил ли её человек на бумаге, наговорил ли на диктофон, снял ли видео или просто создал собственную точку зрения по какому-то вопросу. "История науки" как университетская дисциплина, конечно же, не даёт оценок этому явлению, но всё же негативные коннотации при освещении данного вопроса уловить можно без труда.

Это, знаете ли, можно назвать "учёной неучёностью", ведь уже в школьные годы человек получает достаточный объём знаний, учится читать и писать, а главное убеждается в том, что имеет право и даже обязанность высказывать свою точку зрения по любому вопросу,... ведь он для этого "достаточно образован". Но, к сожалению, он не стремится подкреплять эту собственную точку зрения хоть сколько-то объективными доводами. В итоге, любой такой человек может делать выводы о каком-либо явлении уже на основании единственной прочитанной статьи, даже если он до этого прочитал полтары книги одна из которых Букварь. И абсолютно не обращать внимания на то, что прежде чем написать статью, автор провёл своё исследование, обратился к архивным первоисточникам и прочитал пару десятков книг по теме, на которую собирался писать, а уже затем, проанализировав полученные данные, высказал собственное мнение. Для нашего абстрактного человека всё это не столь уж интересно, для него сама эта статья становится первоисточником, при том, первоисточником который является истиной в последней инстанции, и всё это лишь потому, что других материалов на эту тему он попросту не знает. Высказав свои соображения прилюдно и в достаточной мере развёрнуто, он тут же провоцирует создание новых "текстов", которые в свою очередь уже его мысль считают первоисточником, и уже через очень малы промежуток времени идея статьи искажается до неузнаваемости, а информационное пространство наполняется откровенно ложными материалами. С точки зрения учёных главная проблема здесь кроется в том, что, обращаясь к открытым источникам информации, человек с высокой долей вероятности получит неверное представление о вопросе, на который искал ответ, и всё это просто потому, что объективных материалов освещающих этот вопрос в том же интернете намного меньше чем таких вот "текстов" в силу того, что на их написание уходит намного больше времени и пишет их куда более узкий круг людей.

Собственно значительная часть докладчиков выступавших в лекториях, и занималась развенчанием таких вот мифов и заблуждений.

Но у каждого явления есть как отрицательные, так и положительные черты. Эпоха "текста" позволяет рассматривать те или иные вопросы, выходя за рамки какой-то отдельно взятой научной дисциплины, смешивать различные методы изыскания и подходы, это позволяет каждому человеку, действуя нешаблонно, раскрыть собственную индивидуальность. Это эпоха фантастических идей, эпоха воображения и творчества. Без этого не было бы всех тех ярких красок, которыми полнится жизнь современных людей. Не было бы всех этих книг, фильмов, комиксов и видеоигр... не было бы современного искусства.

Ну и, наконец, последнее. Возвращаясь к словам Хайнемана о собственном изобретении...

Движение прогресса на протяжении всей истории человечества было обусловлено насущной необходимостью чего-либо, и до последнего времени невозможно было себе представить, что человек может изобрести какую-то совершенно ненужную в бытовом или военном плане хрень.

И вот Джейми Хайнеман, рассказывая о подвеске с шестнадцатью рычагами, передвигающейся под управлением компьютерной программы, заявляет, что штука эта совершенно бесполезная, но очень крутая и весёлая. И стоит признать, что таким образом можно охарактеризовать множество устройств появившихся в последнее время. Изобретённых не из каких-то высоких гуманитарных побуждений, не из военной необходимости, не из желания упростить жизнь простых тружеников и даже не с целью контролировать населения... а просто, потому что - это круто!

Собственно, то же самое можно сказать, к примеру, об очках виртуальной реальности. Ведь начиная компанию по сбору средств на проект Oculus rift, Палмер Лаки и Джон Кармак не преследовали каких-то высоких целей, они хотели создать крутую штуку, которую в последствии можно было бы приспособить для чего-то полезного... но изначально она задумывалась как штука для развлечения.

В этом суть значительной части современной науки и культуры, ей движет скорее интерес и увлеченность, нежели какой-то прагматичный расчёт, и гики являются ярким примером такого движения, никогда ранее не встречавшегося в человеческом обществе.

Пожалуй, на этом всё... вот таким был Geek Picnic 2016 года в Москве... и такие люди с такими идеями его создавали... на нём присутствовали... наполняли его атмосферу собственными идеями и эмоциями.

ФОТОГРАФИИ ПОКРУПНЕЕ, ЗДЕСЬ!

Recent Posts from This Journal