?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Кажется, текст о прошлом своём походе на концерт я окончил словами, что для человека "всегда было характерно подчинять своей воле все, что его окружал. Даже страхи, стихотворные рифмы и мелодии... и каким бы хаотичным всё это не казалось, люди всегда находили возможность создать из них нечто упорядоченное, подчинённое их мысли". Стал быть теперь речь должна была пойти о формировании какой-то новой действительности из хаотичного набора нот и слогов.

Для такого изыскания как нельзя лучше подходил концерт норвежского коллектива Wardruna, случившегося в клубе RED, 24-го апреля.



С его помощью мы, наконец, уйдём от темы психоделического рока и, так сказать, прильнём к корням всевозможной творческой деятельности, какую только порождал человеческий разум.

Музыкальный коллектив Wardruna, основанный Эйнаром Селвиком, как принято считать, стал продуктом идей германского и скандинавского спиритуализма, и был создан, дабы облечь руны Старшего Футарка в музыкальную форму.

"Старший Футарк" это набор из 24 древнегерманских рун. Все прочие наборы германских рун, меньшие по объёму и зачастую имеющие в своём составе несколько иные символы, именуются младшими (то есть - меньшими) футарками. Обычно такие наборы рун ошибочно называют "алфавитами", иногда даже упоминая о том, что такое название некорректно, поскольку в начале ряда символов не присутствует символов похожих ни на "альфу", ни на "бету", но всё же аналоги прослеживаются поскольку "футарк" (точнее - "футхарк") это то, что получается при последовательном прочтении буквенных значений первых шести символов из "старшего" списка - f u þ a r k.

Строго говоря, воспринимать рунические символы как буквы и пытаться записывать, таким образом, какие-то тексты, довольно глупо. Сокращение значения символа до максимально короткого звука характерного для буквы, по всей видимости, случилось очень поздно, с приходом христианства, и поначалу могло служить для записи, поскольку символы эти были хорошо знакомы населению, а алгоритм составления слов из таких звуков был понятен проповедникам. На это же указывает и то, что самые ранние манускрипты, записанные таким образом, по форме и стилю, написанного аналогичны текстам того же периода, записанным на латыни.

Руны же несли в себе куда больше смыслов, значений и имели множество трактовок. Как правило, они служили для всевозможных гаданий: дабы узнать волю богов или предсказать будущее. При этом любое значение было очень расплывчато. Если же говорить о современных изысканиях в этой сфере, то трактовкой подобной символики занимались, по меньшей мере, несколько исследователей, среди которых стоит отметить таких авторов как: Ральф Блюм, который приводил свою трактовку в "Книге Рун", и помимо всего прочего рассматривал значение символов не только написанных традиционно, но и перевёрнутых; Фрейя Асвинн - в работе "Руны и мистерии северных народов"; ну и Эдмунд Вебер написавший книгу "Руническое искусство".

К примеру, руна "Турисас" могла иметь значения: "тени", "тёмных желаний", потаённого сексуального влечения, отказа от деяния, или невозможности какого-либо деяния вследствие запрета (из-за чего руна часто имела значение "закрытых дверей"), помимо этого, такую руну, можно было характеризовать как "силу, существующую по ту сторону жизни"; ну а кроме того "Турисас" могла символизировать бога Тора или великана (турса), а стихией этой руны, по всей видимости, считался огонь.

Помимо всего прочего руны могли группироваться по три, чтобы сформировать какое-либо полноценное значение. Так руны "Наутиз", "Хагалас" и "Исой" вероятно вместе символизировали "подземный мир".

Строго говоря, руна несла не столько чёткое значение, сколько ассоциативный ряд, возникавший в голове человека, когда тот слышал сочетание звуков при чтении руны или когда видел её изображение. Ассоциации сразу же перерабатывались в знакомую для человека форму, будь то архитектурные сооружения или межличностные отношения, а помимо этого формировали соответствующее себе эмоциональное состояние.

Вероятно, в изначальном варианте, с помощью рун, так или иначе знакомых каждому с малых лет, можно было записать какую-то мысль. Но вполне очевидная для пишущего, эта мысль была совершенно неочевидна для читающего и должна была представляться настоящей загадкой. Что, по всей видимости, и породило теории о тайнописи, поскольку любую мысль, состоящую хотя бы из четырёх-пяти рун, можно было интерпретировать сотней различных способов. Исходя из этого, руны нельзя было считать письменностью хотя бы потому, что они не способны были передавать мысли написавшего их человека, без искажений.

Собственно, переработкой тех самых эфемерных и неустойчивых значений рун в музыкальную форму и занимается нынче коллектив Wardruna. К нынешнему моменту норвежская группа выпустила два альбома: Runaljod – Gap Var Ginnunga (в 2009 году) и Runaljod – Yggdrasil (в 2013), каждый из которых посвящен восьми рунам. Соответственно, в ближайшее время стоит ждать выхода ещё одного (последнего) альбома, название которого уже известно - Runaljod - Ragnarok. Этой пластинкой тема рун будет исчерпана, а значит и проекту придётся либо искать новый объект для приложения своего творческого потенциала, либо превратиться в эдакий сессионный музыкальный коллектив не создающий ничего нового, но время от времени продолжающий играть уже давно написанные треки.



Хотя, по содержанию, Wardruna и является проектом прогрессивным и создающим нечто новое, до чего не додумались другие аналогичные коллективы, по форме - это проект, реконструирующий исполнительскую манеру скандинавских скальдов, что, в общем-то, неудивительно. Сложно представить, что кто-то выбрал бы иную форму для воплощения подобных идей. То же можно сказать и о специальном госте мероприятия - группе Nytt Land.

Впрочем, давайте по порядку, Nytt Land  не стала первым музыкальным коллективом, игравшим в тот вечер. Для начала выступила группа Idisi, что стало для собравшихся событием весьма неожиданным. Тем паче, что выступление происходило в центре зала, у пульта звукорежиссера. Дамы сыграли несколько традиционных композиций и настроили собравшихся (а их на тот момент уже, по меньшей мере, пол зала) на нужный лад.

Выступление Nytt Land, с их достаточно минималистичной и медитативной музыкой, чуть менее экспрессивной, чем та которую играет Wardruna, но столь же хорошо отражающей характер суровой завораживающей красоты северных просторов, так же удалось. Nytt Land, черпающие своё вдохновение на страницах Старшей Эдды, исполняя песни на древнеисландском, позиционируют себя как ritual folk и ambient группу. То есть, по сути, творческая стезя их практически идентична той, которую выбрали и участники коллектива из Норвегии.



Вообще, единственное, что меня всегда смущало в таком творчестве - это упоминание ритуальных практик в названии музыкального направления. Дело в том, что огромное количество саг дошедших до нас, монументальный эпос собранный Снорри Стурлусоным (я про Эдду естественно), все эти тексты служили совершенно иным, отнюдь не ритуальным целям. Это может прозвучать странно, но мы вообще довольно мало можем сказать об оригинальном мировоззрении скандинавов. Оно погребено под слоем стихотворных вирш нескольких поколений скальдов, звучавшие столетиями в длинных домах. Они, безусловно, черпавшие образы из мифологических представлений здешнего народа, с помощью своего пытливого ума интерпретировали их полагаясь лишь на неуёмную фантазию, и создавали множество сюжетов, порождали героических персонажей с их бесчисленными великими деяниями.

Следствия этого процесса хорошо описаны в книге Арона Яковлевича Гуревича "Походы викингов", упоминает о них и Лев Николаевич Гумилёв. Пусть это упоминание и не столь значительно в силу того, что с помощью него автор лишь описывал соседние народы, окружающие рассматриваемую территорию, и не уделил им большого внимания в своей работе (книга - "Древняя Русь и Великая степь"). Пишет он следующее:
"Появились саги и поэзия скальдов - сравним плеяду арабских поэтов перед проповедью Мухаммеда и в его время. Или Гомер и Гесиод накануне эллинской колонизации, Алкей и Сафо при ее расцвете. Уход молодых энергичных людей из родных домов - "люди длинной воли" в Монголии при дедах Чингисхана, да и при его молодости. Степные походы были подобны морским, аналогия несомненна."

Я не буду заострять здесь внимание на теории пассионарности и этногенеза выдвинутой Гумилевым в своё время, а то сейчас набегут граждане, и мы погрязнем в спорах о её объективности, и можно ли вообще Льва Николаевича считать учёным. Здесь, всё таки, речь совсем о другом. Появившиеся музыкальные и стихотворные произведения, весьма фривольно трактовавшие традиционные образы и сюжеты, интерпретируя их в угоду своему творческому замыслу, формировали новую реальность практически на пустом месте, формировали её из хаоса первоначального мифа основанного лишь на эмоциях и ощущениях заставлявших верить человека в высшие силы.

Именно культура скальдов сделала из жителей фьордов, мирно ловивших селёдку и лишь изредка воевавших между собой из-за убитой соседом овцы, жестоких и сильных воинов, безмерно жаждущих наживы и славы.

Они уходили в море, чтобы снискать такую же славу, которую снискали герои из песен скальдов... герой, которых никогда не существовало, которые были лишь плодом воображения поэта.

Примерно то же самое можно сказать и о культурном феномене, проявившем себя чуть позже, лет через 200-300, чтобы оказывать влияние на европейскую культуру до сей поры. Речь, конечно же, о куртуазности и в частности о рыцарском романе, сформировавшем классический образ средневекового рыцаря, подарив ему кодекс чести и указав на новые, доселе невиданные манеры поведения в обществе дамы.

Надо понимать, что вообще-то средневековый рыцарь никаким высоким идеалам не соответствовал, и образцы для подражания взять было попросту негде до тех пор, пока они небыли придуманы авторами романов.

Придуманные образцы для подражания, о коих читали при дворах всех европейских монархов, стали эталоном для поведения рыцарства и придворных, а затем сформировали нормы поведения в приличном обществе, дошедшие с некоторыми правками до наших времён.

Точно так же как и в случае с викингами, сформировавшимися как общность на историях рассказанных скальдами, так и средневековое придворное общество сформировалось практически на пустом месте, руководствуясь лишь фантазией певцов и литераторов.

Людям всегда было свойственно создавать из хаоса тот мир, который они хотели видеть, и всегда на помощь им приходило искусство, сотканное из мимолётных эмоций и ощущений, звуков и красок, которые могли создавать нужное для тех или иных свершений настроение. Оно формировало мировоззрение людей, формируя подходящие для этого образы и сюжеты... строго говоря, оно и есть один из важнейших столпов человеческого общества. Оно является неотъемлемой частью интеллектуальной деятельности человека, которая и отличает его от иных живых существ. И если кто-то когда-нибудь усомниться в важности искусства для человеческой цивилизации, ему не плохо бы будит напомнить об этом.

P. S. В конце данного повествования не плохо бы было перекинуть мостик к творчеству коллектива Wardruna. Что, дескать, Эйнар Селвик точно так же формирует представление о мире у людей, слушающих его в зале, транслируя им собственное мировоззрение, собственные знания или пусть даже фантазии. Но, на мой взгляд, это и так понятно без уточнений.



Засим хочу откланяться, нынешнее "Апрельское путешествие" подошло к концу. Так уж вышло, что в нём самим концертам и музыкантам было уделено совсем мало внимания, и речь скорее шла об их творческих изысканиях, которые я использовал в качестве объектов для своего экскурсе по истории, философии и психологии... Это сложно даже назвать историей музыки, здесь речь шла скорее о человеческом мировосприятии, пропущенном через призму музыки. Вначале я обратился к мифологическим образам и связи человека с потусторонним миром через музыку. В следующих двух текстах перешел к психоделическому року, дабы продемонстрировать те же самые процессы, но уже на примерах из XX века. А так же указать на то, как из хаоса эмоций и ощущений, характерных для такой музыки, создать нечто осмысленное... свою собственную реальность. Ну а теперь, постарался показать, как творческая мысль формировала реальность в прежние века... По-моему получилось неплохо, пусть и немного сложновато для осмысления и восприятия... но, к сожалению, я не смог найти более простых формулировок.

Начало апрельского путешествия: Концерт коллектива Faun, 1 апреля в клубе RED. Музыка лесов... Пляска хаоса... и т.д... и т.п.

Шаг второй: Концерт The Vintage Caravan в клубе Brooklyn и очень-очень древние корни психоделического рока...

Шаг третий: Elder, 17 апреля, в клубе Volta... Безумие, дремлющее где-то между музыкой и самовыражением.

Recent Posts from This Journal