?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Строго говоря, любого рок-музыканта можно назвать трубадуром нынешней эпохи... при чём вместо "трубадура" можно подставить любое другое слово, так или иначе обозначающее уличного, площадного или бродячего музыканта.

Надо признать, что смысловое наполнение текстов и музыки в творчестве от таких музыкантов всё больше берёт верх, оставляя, впрочем, простор и для подсознательной тяги к тем или иным гармониям и мелодиям, утративших какое-то серьёзное сакральное значение, но по-прежнему создающих нужную атмосферу и вызывающих в головах слушателей особые эмоции и образы.



Собственно, для того чтобы увидеть своими глазами и прочувствовать на собственной шкуре как новые музыкальные идеи переосмысливают старую и уже много раз переосмысленною (десятками поколений исполнителей) музыку, я отправился 17 апреля в клуб "Volta", где намечался концерт североамериканского коллектива Elder.

По большому счёт, называть такое мероприятие сольным концертом можно было лишь со значительной натяжкой. Сами Elder присутствовали на сцене чуть больше часа. В этой связи, призванные на подмогу отечественные коллективы Aton Five и Montezuma's Revenge превратили мероприятие в, своего рода, мини фест.

В заведения я пришел, стремясь продолжить тему психоделической музыки как наследия древних подсознательных процессов в голове человека, наполняющих окружающую его действительность чем-то необычным и "волшебным" (хотя здесь лучше подошел бы термин - "безумным"), будто бы прорывающимся из тонкого мира. Но, по ходу выступления, я понял, что сказать нечто действительно новое и к тому же, как-либо объединяющее творчество всех трёх коллективов, попросту не получится. Группы эти никоим образом не является продолжателями какой-то длинной истории, хотя и ощущают бремя всевозможных продуктов мировой культуры на собственных плечах. Они лишь невольно, бессознательно тянутся к такой музыке, пытаясь написать собственную историю... картину... книгу...

Подобное положение вещей позволяет им создавать туманные, дымные до рези в глазах, порой - медитативные или подавляющие и поглощающие потоком мощного звука мелодии. Если вы спросите музыкантов - почему так?.. Почему они выбрали для самовыражения и воплощения собственных идей именно эти вязкие мелодии, подчас срывающиеся в простые наборы звуков и какофонию? Они едва ли смогут вам ответить что-то по-настоящему осмысленное... ну вот просто именно такая музыка рождается в потаённых
уголках внутреннего микрокосмоса исполнителей... ну вот просто именно она лучше всего отражает их внутренний мир.

Так группа Aton Five сыграла несколько двухчастных композиций с характерным прогрессивным звучанием, где психоделический оттенок вносили клавишные партии и музыкальные элементы традиционной музыки с восточным колоритом.

Творчество коллектива Montezuma's Revenge, куда лучше знакомого публике, обрушилось на слушателей всей мощью своего нигилизма столь свойственного сладж-металу. Истеричным вокалом и вязкими тягучими рифами (порой обращающимися во что-то подобное утробному рыку) низвергая человеческое общество; человека в частности и цивилизацию в целом, до состояния гниющих идей и разлагающейся плоти, из которых в будущем, когда жизненный цикл запустится сызнова, должно получиться что-то новое.

Следом, как не трудно догадаться, на сцену вышли хедлайнеры вечера.

Elder, позиционирующие себя как "heavy psych трио", а начинавшие свой творческий путь stoner doom metal коллективом, никогда не скрывали своей тяги к десятиминутным композициям, аргументируя это тем, что стандартная песенная форма для них слишком примитивна и тривиальна. Помимо этого, композиции большой продолжительности, по их мнению, несут в себе элемент неожиданности, когда нет никакой уверенности в том, куда вильнёт творческая мысль пытливого разума автора. Ну а вслед за ней и мелодический рисунок трека, причудливо эволюционирующего и постоянно видоизменяющегося на протяжении всех восьми, десяти, а то и пятнадцати минут.

Собственно, если говорить об уже указанном мной направлении - stoner doom metal, хронометрах тех самых десятиминутных треков на последних двух альбомах являются тем немногим, что хоть как-то соотносится с понятием "doom" в музыке. Потому как мне в данном творчестве всё больше и отчётливей слышится наследие вполне классического Hard 'n' Heavy растущего из треков Black Sabbath.

Подход группы к смысловому наполнению песен свидетельствует о том, что здешние участники не готовы выплёскивать наружу собственные переживания и эмоции, высказывать собственного мнения и иметь какую-то чёткую позицию. В собственном творчестве они выступают наблюдателями, черпающими идеи из окружающего мира: философии и окружающего общественного уклада, жизни посторонних людей или природы.



Наверное, главный объединяющий все три группы элемент, это баланс между хаотичной музыкальной составляющей и идеей, движимые которой, музыканты начинали творить. Это, знаете ли, напоминает мифологическое творение мира из первоначального хаоса образов, обрывков мыслей и звуков, разрозненных геометрических фигур и запахов, так или иначе складывающихся в единую картину. Должно быть, весь этот хаос напоминает то, что творится в голове у безумца. Картины, которые создают из хаоса звуков такие исполнители, по понятным причинам так же изобилуют символами и образами понятными разве что их творцу и оттого могут показаться безумными.

Так, у неподготовленного человека музыка с элементами психоделики зачастую может вызывать страх или, по меньшей мере, чувство дискомфорта. Она может показаться слишком глубокой и навязчивой, без труда проникающей в голову и начинающей генерировать там нечто спонтанное. А то, что музыканты выносят на обложку альбома, дабы подчеркнуть свои идеи, зачастую лишь усиливает тревогу, указывая на то какую форму на самом деле имеют эти спонтанные идеи и мысли.

При ближайшем рассмотрении, всё это и правда похоже на безумие, то самое безумие, в которое боится впасть любой здравомыслящий человек. Мишель Фуко очень ярко описал этот страх, в первых главах книги "История безумия в классическую эпоху" повествующих об отношении к безумцам в средневековом обществе. Роль которых, по мнению автора, заключалась лишь в том, чтобы сокрушать устои мироздания. Тогдашним обывателям безумец представлялся неким порождением хаоса (думающим, действующим, да и вообще - существующим хаотично, пренебрегая законами и нормами человеческого общества). Такой субъект вызывал у средневекового человека лишь животный страх, связанный с тем, что поведение безумца может разрушить тот хрупкий порядок, который формируется с появлением и расширением лишь нарождающейся городской культуры. Это как в "Хрониках Амбера" Роджера Желязны, когда все обитающие вокруг Янтарного престола, являясь до мозга костей порождениями хаоса, вышедшими из его круговерти всего пару поколений назад, всеми силами стараются не кануть в него вновь, и не дать ему разрушить кропотливо созданное из его разрозненных осколков "королевство порядка".

Подобным же образом средневековое общество противостояло безумцам. Оно относилось к ним как к уголькам, из которых может разгореться пламя, и изгоняло прочь - в лес, за стены города. Туда где не действовали людские законы, а жизнь не была набором упорядоченных действий. Туда, где, как казалось людям, действуют те законы, которым подчиняется разум безумца. Где стоило полагаться на везение и законы природы человеку неподвластные, и оттого казавшиеся хаотичными; из нельзя было подчинить своей воле, их можно было только предсказать, да и то не всегда.

Но для человека всегда было характерно подчинять своей воле все, что его окружало, даже страхи, стихотворные рифмы и мелодии... и каким бы хаотичным всё это не казалось, люди всегда находили возможность создать из них нечто упорядоченное, подчинённое их мысли.

Так страх стал инструментом манипуляции одних людей над другими, странные и причудливые наборы звуков сначала превратились в заклинания, а потом в стихи, наполненные мыслью, а разрозненные звуки природы превратились в музыку. Всё это и создало тот мир людей, который мы нынче знаем...

Но это уже совсем другая история...

Начало апрельского путешествия: Концерт коллектива Faun, 1 апреля в клубе RED. Музыка лесов... Пляска хаоса... и т.д... и т.п.

Шаг второй: Концерт The Vintage Caravan в клубе Brooklyn и очень-очень древние корни психоделического рока...

Шаг четвёртый: Wardruna, в клубе RED, 24 апреля. О рунах... О сагах... О создании реальности из фантазии...
Репост Реп

Recent Posts from This Journal