?

Log in

Previous Entry | Next Entry

10 апреля, в столичном заведении Brooklyn, что под высоткой на Красной Пресне, давали рок из 60-х. Концерт исландского коллектива The Vintage Caravan сулил всё полноту ощущений, которую только могли дать направления рок-музыки того периода.

Возможно дело в менталитете; возможно - в окружающей приполярной действительности отражающейся всей своей первозданной простотой на творчестве музыкантов; возможно - в том, что население Исландии в силу своей оторванности от крупных центров цивилизации, тяготеет к очень традиционному укладу жизни. Так или иначе, если вы хотите приобщиться к какому-то музыкальному направлению в его оригинальном, аутентичном и первозданном виде, то вам следует описать исландского исполнителя. Не привнося ничего нового но, вкладывая в свою музыку штормовой заряд энергетики, которой некогда могли похвастаться зачинатели этого музыкального жанра, они без сомнения перенесут вас в искомую эпоху.



К такому выводу я пришел задолго до того как познакомился с творчеством группы The Vintage Caravan. Несколько лет назад в руки мне попалась пластинка другого исландского коллектива, назывался он (и называется по сей день) Hjalmar. Играя преимущественно регги, команда могла похвастаться удивительно аутентичным материалом, в котором прослеживается необычная глубина и задумчивость (если можно так выразиться) мелодий. Так и хочется, говоря о подобных вещах, привести отсылку к суровым и удивительно красивым пейзажам острова, оставивших свой отпечаток на южной и солнечной музыке. При этом, такая музыка нисколько не теряла в яркости красок. Точно такие же ощущения вызвала у меня музыка The Vintage Caravan щедро одаривающая слушателя мотивами начала второй половины XX века. Тут вам и psychedelic rock, и blues rock, и прогрессив со стоунером.

Обложка.jpgПринято считать, что всё тогдашнее поколение музыкантов было детьми людей, в душах которых таился целый ворох противоречий: их общество оставалось в плену расового неравенства и дискриминации; при этом, пытаясь выстроить систему ценностей на основе уроков усвоенных во время второй мировой войны, уроках - противоречащих подобному положению вещей; это общество испытывало почти животный страх перед ядерной войной; и стремилось достичь успеха, достатка и процветания, что заставляло родителей будущих музыкантов неистово и зачастую безуспешно карабкаться вверх по социальной лестнице, формируя при этом стереотипический образ успешного гражданина.

Поколение, пришедшее на смену этим людям, как и любое другое вновь приходящее поколение тут же начало низвергать идеалы и насмехаться над страхами своих родителей. Призирая нормы общества, они сформировали собственную общность, основанную на совершенно иной, собственной системе ценностей. Ну и конечно, наиболее ярким субкультурным примером такого протеста против традиционного уклада и ценностей следует считать движение хиппи.

То, что происходило в рамках данной субкультуры пусть и могло до глубины души шокировать благонадёжных и добропорядочных граждан, но для человеческого общества эта форма взаимодействия не была чем-то новым... я б даже сказал, что её можно было назвать традиционной.

Виктор Тэрнер (выдающийся британский антрополог) который в основном специализировался на изучении общественного уклада африканских туземных племён, находил много общего между образом жизни и мысли нового поколения: сначала "битников", а затем и сменивших их "хиппи", с наиболее архаичными представлениями об общественном укладе у человека.

Сейчас я попытаюсь пояснить его рассуждения максимально простым и понятным языком. А уже затем переду к вопросу, как и почему подобные люди и их идеи стали отправной точкой для такого направления в музыке как psychedelic rock и прочих музыкальных экспериментов поглотивших мир музыки к середине 60-х.

Понятие "переходный возраст" сформировалось у людей очень давно (вероятно с появлением первых структурированных сообществ) и никогда не исчезнет. Это понятие характеризует вполне конкретный период в жизни человека, по окончанию которого он должен полностью поменять свою социальную роль и статус в обществе. Для архаичных форм общества такие изменения были чем-то вроде перерождения, когда, по сути, один человек "умирал" и появлялся совершенно другой. Такой переход в понимании наших предков был похож либо на период рождения, либо на смерть, которые так же рассматривались ими как кардинальная смена статуса, только там речь шла не о смене статуса внутри одного жизненного цикла, а о переходе между миром людей и миром духов. Впрочем, такое мировоззрение не подразумевало самого понятия "смерть", оно подразумевало лишь вечное повторение циклов сформированных в сознании людей круговоротом природы.

Человеческое общество всегда было так или иначе структурировано и со временем лишь всё сильнее расслаивалось по социальным признакам. Люди же находившиеся в переходном возрасте или состоянии (в науке это называется периодом или состоянием лиминальности) традиционно находились вне этой социальной структуры, формируя свою собственную. Такому периоду времени свойственно более тонкое ощущение окружающего мира и познания его с какой-либо новой стороны, переоценка многих вещей, а так же хаотичность мыслей и суждений, заставляющих человека испытывать уйму эмоций и новых ощущений. Такие люди объединялись в общность, которую Тэрнер называет коммунитас (такое название выбрано, чтобы это понятие никак не смешивалось с понятием обычного структурированного человеческого общества). Коммунитас это - бесструктурное объединение, в котором нет никаких социальных различий, а межличностные отношения опираются не на правила и догмы, а на эмоции. Подобные сообщества отражены в любой культуре. В здешних краях таковым отражением следует считать всевозможные игры на Масленицу или Купалу, а так же все подобные подростковые и молодёжные игры аналогичного типа. Наверное, надо пояснить, что современный "переходный возраст" не вполне точно соответствует тому, что считалось таковым в древности. Хотя бы, потому что по срокам это был не слишком длительный период, к коему теперь можно отнести все школьные годы ребёнка. Тогда переход происходил куда быстрее.

Принято считать, что все подобные игры и забавы раньше являлись важными обрядовыми элементами, и были важным событием для всех без исключения людей но, потеряв свою сакральную ценность, стали служить лишь увеселению молодёжи, хотя и сохраняли на протяжении долгого времени все черты обряда. Знаю, что многие учёные со мной не согласятся но, по всей видимости, никаких серьёзных изменений отношения общества к подобным игрищам никогда не происходило... и смысл подобных увеселений никогда не менялся. Они всегда оставались молодёжными и участвовали в них люди, вступившие в тот самый переходный период. Такого рода времяпрепровождение имело фундаментальное значение для получения опыта взаимоотношения с другими людьми, а зачастую и первого сексуального опыта. Помните же, наверное, описание Древлян в ПВЛ - "древляне живяху звериньскимъ образомъ, живуще скотьски: убиваху другъ друга, ядяху вся нечисто, и брака у нихъ не бываше, но умыкиваху у воды девиц" (ПВЛ, I, с. 15). Описание их здесь носит сугубо негативный характер, что неудивительно учитывая личность летописца. Но так или иначе, описанное соответствует какому-нибудь среднестатистическому купальскому действу. Хаотичному, бесструктурному, не подчинённому никаким социальным иерархиям и общественным нормам. Итогом такого мероприятия зачастую и становился переход во взрослую жизнь.



Собственно говоря, хиппи, а до них и битники, формировали именно такую архаичную, но вполне характерную для людей бесструктурную общность. Только вот говоря об исторических примерах коими пестрит любая культура, необходимо понимать, что пребывание в таком объединении, не имевшем иерархии, законов и серьёзных моральных принципов, как правило, было весьма скоротечным, а чрезмерная задержка в нём должна была считаться настоящей бедой. Тогда как хиппи и битники выбирали жизнь в таком хаотичном сообществе вполне осознанно, руководствуясь собственными жизненными принципами.

С точки зрения приверженцев традиционного уклада, они, как и древляне с точки зрения летописца Нестора - "живут скотски". Тот же Тэрнер (глядя на проблему с точки зрения добропорядочного гражданина) описывает их следующим образом - "...представители подростковых и юношеских возрастных групп, которые "выпали" из статусной социальной системы и обрели клеймо подонков, одевающиеся как бродяги, с привычками скитальцев, приверженцев "народного стиля" в музыке и нанимаются на самые грязные случайные работы. Они делают упор не на социальные обязанности, а на личные отношения и рассматривают сексуальность  как полиморфный инструмент немедленного достижения коммунитас, а не как основу для прочной структурной социальной связи..."

Сложно перечислить все причины сподвигшие молодое поколение к формированию столь необычной для того периода, обширной субкультуры. Здесь можно упомянуть и две мировые войны, последовательно перекроивших уклад обществ и за три десятка лет перетряхнув социальные слои и до неузнаваемости изменив систему ценностей. Возможно, виной тому был образ жизни прежнего поколения сознательно загонявшего себя в узкие рамки некого стереотипа о благополучии и успешности человека в капиталистическом обществе, расцветающем после самой масштабной войны в истории человечества.

Так или иначе, система ценностей следующего поколения оказалась совершенно иной, что позволило создать новый для тогдашнего общества уклад, основанный на одних лишь инстинктах, эмоциях и особенностях психологии с давних пор непременно влиявших на поведение человека, но редко выходивших на передний план, уступая бразды правления "общественному договору" (по Канту).

Вновь устремив взор в глубь истории можно найти немало примеров, когда человек по тем
или иным причинам не мог покинуть это переходное состояние, по сути, он в нём застревал и вероятно, таких людей было не столь уж мало. Но все такие случаи стоит считать неблагоприятным стечением обстоятельств не позволявших совершить переход от детства ко взрослой жизни... как правило такие случаи были как-то связанно с особыми местными традициями или личностью самого человека. При этом, такие люди зачастую начинали восприниматься окружающими как обладатели каких-то необычных способностей. Они то воспринимались как колдуны и ведьмы, то просто как люди, имеющие какую-то связь с потусторонним миром.

Надо понимать, что такие люди не могли найти места в обществе, и зачастую от него отчуждались, постепенно (вероятно из-за особенностей поведения и образа жизни) начиная вызывать у окружающих страх или плодя домыслы, басни, легенды и мифы о своей персоне, а то и вовсе уходя жить в какое-либо уединённое место.

Здесь, пожалуй, самое время начать проводить параллели в восприятии окружающего мира между такими людьми и хиппи, чтобы в итоге пояснить, как так получилось, что данная субкультура способствовала появлению психоделического рока.

Сейчас вы, возможно, удивитесь, но то, что будет написано ниже, весьма сильно связанно с описанным в предыдущем тексте про Faun... ну то есть сейчас мы нежданно-негаданно вернёмся к музыке навеянной шумом ветра и пением птиц.

Тэрнер не зря подмечал именно "народный стиль" в музыки характерный для подобных сообществ (о чём приведена цитата несколькими абзацами выше). 60-е годы были тем временем, когда происходило настоящее собирание этнической музыки со всех краёв земли и переработка её в новую форму с целью получения фолк-рока. Наравне с музыкальными поисками и экспериментами, навеянными философией хиппи, он (фолк-рок) стал основой для нового направления под названием psychedelic rock.

Получившийся в итоге саунд обычно характеризуют как "мистический". И, наверное, наличие народных мотивов как основополагающего элемента музыки, можно было бы посчитать лишь случайным стечением обстоятельств. Но вот ведь в чём проблема, философия хиппи заставляла человека искать вполне определённых ощущений. Выражаясь максимально прозрачно - искать связи с "тонким" миром, что вполне естественно для людей уходящего от упорядоченного общества (условно назовём его миром порядка) и, по сути, прибывая в мире хаоса, который и должен был казаться настоящим и взаправдашним, близким к истокам, так сказать.

Проблема была лишь в том, что хиппи появились спустя более чем 200 лет с тех пор как громыхнула научная революция, а люди уже давно создали цивилизацию, где мифологическое мировоззрение казалось чем-то диким и архаичным. Не удивительно, что хиппи в основной своей массе так же имели вполне современное мировоззрение, лишенное веры в каких-либо существ невидимых глазу, но руководящих жизнью окружающего мира. Это, впрочем, не помешало им использовать те же приёмы соития с природой, что были характерны для предков. Традиционно "подключиться к космосу" можно было двумя способами, их можно охарактеризовать как "экстатический" и "медитативный" (я их уже описывал в тексте про Faun, где показывал их на примере хаотичного, тревожного, взбалмошного сна; и сна или дрёмы которое больше напоминает благорастворение в лесных звуках). Чтобы было совсем уж понятно, "экстатический" это - когда куча туземцев трясёт гениталиями вокруг костра под бой барабанов, всполохи огня и прочее безумие (это на тот случай если примеры со скоморошеством и бесованиям в прошлом тексте вас не устроили), ну а что такое медитация и благорастворение, по моему мнению, дополнительного пояснения не требует.

Странная всё-таки штука - человеческая психология, она практически не меняется с течением веков, и даже если человек уже давно не воспринимает всерьёз мифы и легенды, музыкальные гармонии и полифонии по-прежнему заставляют его испытывать всё тот же спектр чувств, ощущений и эмоций что и тысячи лет назад; создавая нужную атмосферу для его жизни или для места, где он находится. И совсем неслучайно, живя в бессистемном сообществе, люди начинали склоняться к тем же музыкальным комбинациям, что и подобные им индивиды много лет назад. Свою роль в формировании их пёстрого и удивительно хаотичного мира, конечно же, играли галлюциногены, как собственно у прежних поколений, которые смею вас заверить тоже не брезговали расширяющими сознание веществами, создавая мифологический нарратив.

Медитативная музыка выходившая из-под пера подобных музыкантов конечно же была востребована скорее в спокойной уединённой обстановке и едва ли подходила для концертов при большом скоплении народа, это к слову сказать было заметно и на давешнем концерте, когда на сцену вышел разогрев, в качестве которого выступала команда The Re-Stoned. Тягучие десятиминутные композиции группы, навеянные во многом индийской культурой и мерно протекавшие под пёстрым постоянно "эволюционирующим" изображением колеса сансары, были тяжеловаты для восприятия значительной части публики, совершенно не желавшей в тот момент познавать глубины собственного подсознания.

Сет от The Vintage Caravan отличался разительно и был чрезвычайно экстатичен.

Море эмоций и драйва, ярких образов хаотично сменявших друг друга. Это была как раз та музыка, которую нужно слушать и ощущать исключительно вживую. Здесь очень кстати пришлась бы демонстрация концертного видео но, к сожалению, моя камера начала глючить и не сохранила ни одного из снятых треков. Но если вам удастся найти запись с концерта, обязательно посмотрите.

По сути это был тот самый хаотичный набор эмоций, яркого как детская раскраска потоков сознания и каких-то фантасмагорических идей... то намекавший на некую противоестественную сексуальную связь; то собиравший в кучу мысли после вчерашнего обильного возлияния, посреди того, что когда-то можно было назвать жилищем; то просто срываясь в набор образов всплывающих в голове чрезмерно экспрессивного человека. Музыканты впали в экстаз ещё в самом начале выступления и стойко держали нужный градус безумия до самого конца вечера. Честного говоря, я был удивлён... я даже не думал, что концертное выступление будет столь сильным на фоне очень достойных студийных записей. Даже и не знаю, существует ли какая-то современная группа способная столь же ярко продемонстрировать слушателю музыку той, уже весьма далёкой эпохи 60-х, и в красках представить идеи тогдашней музыки родившейся благодаря древнейшим, почти животным инстинктам и ощущениям, таящимся в подсознании каждого человека и поныне.

Начало апрельского путешествия: Концерт коллектива Faun, 1 апреля в клубе RED. Музыка лесов... Пляска хаоса... и т.д... и т.п.

Шаг третий: Elder, 17 апреля, в клубе Volta... Безумие, дремлющее где-то между музыкой и самовыражением.

Шаг четвёртый: Wardruna, в клубе RED, 24 апреля. О рунах... О сагах... О создании реальности из фантазии...

Recent Posts from This Journal