?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

22 февраля, в столичном заведении "Volta", случилось выступление коллектива Halestorm.

Вы знаете, когда я начал размышлять на тему, что бы такого написать применительно к концерту "Halestorm" в Москве, мне почему-то вспомнились интеллектуальные баталии любителей особо приближенных к русскому року и изрядно в нём сведущих. Да-да, тех самых ребят с немытыми неделю патлами в дерматиновых косухах! На моей памяти идея практически любой такой интеллектуальной баталии сводилась к вопросу - "жив рок или нет!?"

В этой связи я решил задуматься над тем, а что же такое - жизнь этого самого рока? Смею надеяться, читающим сей опус известно, что рок - это разновидность поп-музыки. Таковым его воспринимают и в северной Америке, и в западной Европе, т.е. там, где это музыкальное направление зародилось и достигло пика своего развития.

В здешних же пенатах - от Москвы до самых до окраин, подобная родословная рока не воспринимается его ревностными почитателями всерьёз, считаясь: постыдной, ложной, уничижительной и так далее по списку. Рок здесь удивительно идеологизирован, разбит на великое множество поджанров имеющих своё ядро, сформированное из особо ярых последователей и одиозных идейных лидеров, которые наполняют такие общности смыслом, формируя идей которых в той или иной мере придерживаются все кого притягивает на орбиту такой субкультуры. Подобным же образом формируется манера вести себя и одеваться, завязанная на предпочтениях и повадках харизматических лидеров связанных с данной субкультурой. По большому счёту, если убрать все те идеалы, которые декларируют музыканты со сцены, вплетая их в тексты песен или выкрикивая в моменты редкого затишья между музыкальными номерами; те самые, которым следуют люди формирующие ядро данной субкультуры. То при ближайшем рассмотрении окажется, что это был единственный элемент, скреплявший сообщество и удерживавший людей вместе.

Рок, в любом его проявлении, будь то панк, брутальные разновидности метала или проявления народной культуры усиленные мясистыми рифами и ритм-секцией, всё это - музыка молодых и горячих людей, ищущих куда больше эмоций, чем может предоставить им унылое бытие посреди серых улиц родного города. А в силу бескомпромиссности подросткового восприятия окружающего мира, делящего всё и вся на чёрное и белое, на своих и чужих, на априори правильное и неправильное, рано или поздно вся подобная молодежь примыкает к тому или иному течению, и течение это оставляет в их сердцах след на всю оставшуюся жизнь.

Только лишь зайдя в клуб Volta, можно было ощутить, что здесь едва ли будет витать дух тех самых, описанных выше, рок-тусовок. Здесь не было людей, которые бы ярко демонстрировали принадлежность к той или иной субкультуре, а зал наполнялся беседами весьма тривиального и приземлённого характера, указывавшими на далёкий от андеграунда и лишенный каких-то маргинальных идей, образ жизни. Люди пришли послушать музыку и не более того.

В качестве специального гостя была заявлена группа "Крипшоу", название которой пишется по-английски, но почему-то с орфографической ошибкой, вероятно, для того чтобы группу не путали с одноимённой бандой из Канады.

Надо признать, что выбор разогрева был чрезвычайно удачным. Притом что "KreepShow" на мой вкус не продемонстрировали собственного почерка, усреднённая но вполне презентабельная музыка, вобравшая в себя элементы альтернативы, гранжа и панка, а кроме того приправленная вокальными партиями стилистически близкими коллективу The Cranberries (пусть и изрядно недотягивавшими до уровня Долорес О’Риордан... прошу не считать это серьёзным недостатком... много кто не дотягивает до уровня госпожи О’Риордан), была воспринята залом (на тот момент уже практически заполненным) весьма благодушно. На самом деле так бывает достаточно редко, особенно если группа на разогреве не обладает достаточной известностью и популярностью. Но основная часть собравшихся восприняла туляков как вполне уместную часть аттракциона, и не имела ничего против их акта самовыражения.

Дождавшись же выхода "Halestorm" на сцену, зрители, забившие под завязку зал заведения, получили основной заряд энергии... как всегда громкий... как всегда яркий и эмоциональный.

Наверное, говорить о звуке на концертах таких групп занятие бессмысленное, он зачастую бывает нарочито "грязным" в силу исполнительской манеры и может сильно отличаться от того, что почитатель привык слышать на записях (особенно в похожих случаях - когда большинство собравшихся редко бывает на концертах и плохо знакома со концертным звучанием), а может и правда быть следствием не слишком хорошего звука в зале. "Halestorm" и их последний альбом, в этом плане проявляют себя как настоящая стадионно-фестивальная группа, продемонстрировав материал лишенный сложных аранжировок грозящих сорваться в "кашу" при наспех отстроенном аппарате, но изобилующий цепляющимися за уши непритязательными и весьма яркими мелодиями. "Into the Wild Life" получился альбомом с одной стороны новым по звучанию и даже в некоторой степени концептуальным, с другой - вполне характерным промежуточным итогом развития группы. В последнее время о группе из Пенсильвании всё меньше упоминают как о alternative metal или heavy metal исполнителе, всё чаще используя такое понятие как arena rock. И последний альбом вышел под стать этому понятию или термину. В альбоме не прослеживается никакой ярко выраженной стилистики: ни прежней, ни новой. Зато здесь можно проследить все вехи развития рок-культуры в её наиболее востребованных формах, привлекавшей внимание максимального числа слушателей. Можно называть это вызовом современной рок-общественности, можно - авантюрным экспериментом который увенчался успехом... можно придумать и кучу других эпитетов для этой работы, но правда в том, что "Halestorm" это группа поднявшаяся из самых низов, оттуда где процветают гаражные репетиции и выступления на школьных вечеринках. Из той самой, массовой школьной культуры северной Америки, которая столь хорошо и ярко демонстрируется в фильмах и сериалах повествующих о быте североамериканских детей и подростков. Именно этим объясняется оглушительная популярность Halestorm на родине. Где они, выросшие из обычной подростковой группы в суперзвёзд, являются кумирами и образцом для подражания в среде молодых музыкантов. Этим же обусловлен и репертуар группы. Все подобные исполнители начинают с каверов и, поняв, в конечном счёте, чего от них ждёт основная аудитория (которая видит в "Halestorm" в первую очередь себя через несколько лет), возвращаются к чему-то похожему и близкому, хотя теперь уже авторскому. В связи с этим, слухи о выпуске альбома с каверами, подогревавшиеся группой последний год уже не кажутся неуместностью и дикостью. Да и выкрики с места, что, дескать, такие банды вполне можно называть кавер-группами, не стоит принимать за оскорбление.

Вот и выступление увиденное мной, в основу которого был положен материал с двух последних номерных альбомов разбавленный парой-тройкой номеров с первого, ни на секунду не заставил меня о чём-то задуматься или удивиться необычности происходящего, но одарил яркими эмоциями. Это было чрезвычайно качественное выступление, сотканное из узнаваемых, можно даже сказать - клишированных черт рок-музыки. Что-то подобное можно видеть на любом концерте признанной звезды давно уже перешагнувшей уровень клубной сцены и теперь выступающей исключительно в многотысячных залах. Тем, наверное, и было ценно выступление "Halestorm" в "Вольте", что это было, по сути, стадионное выступление в маленьком уютном клубе. Такие концерты обычно и получаются самыми лучшими и запоминающимися для зрителей. Здесь можно было прочувствовать ту близость к группе, единение с ней, какого не прочувствуешь на стадионе. И хотя Лиззи Хэйл (Elizabeth "Lzzy" Hale) так и не удалось попеть вместе с залом, просто в силу того, что далеко не все были готовы делиться с окружающими своими проблемами в произношении английских текстов, но контакт зала с музыкантами всё же чувствовался весьма отчётливо.

Возвращаясь к тому, с чего я начал сей опус, и размышляя на тему мёртв ли рок или нет, и что же на самом деле стоит считать роком в первую очередь: тексты и идеи или музыку, должен сказать - то, что я услышал и прочувствовал 22 февраля в клубе Volta, было роком в куда большей степени, чем заумное мычание на тему идей и идеалов. Рок это вполне конкретное направление музыки, а не образ мысли. И пока людям будут нужны эмоции, которые вызывает такое музыкальное направление, воплощённое в весьма ограниченном наборе исполнительских приёмов, рок будет жить. И "Halestorm" безусловным является апологетом этой музыки в её классическом проявлении.

А как уж модернизировать или дополнять это направление в угоду своим амбициям или с целью донести свои мысли до окружающих, это дело каждого отдельно взятого человека, едва ли могущее повлиять на тот эмоциональный порыв, который лежит в основе любого, пусть даже самом клишированном музыкальном номере, или уж тем более его изменить.

Мой текст о первом приезде "Halestorm" в Москву можно почитать здесь!